Национальные бренды и новые горизонты для экспорта: в Уфе обсудили узнаваемость российских товаров на международных рынках (30.08.2024)
29 августа в Уфе прошла пленарная дискуссия "Национальные бренды: новые горизонты для экспорта", в ходе которой обсудили проблему низкой узнаваемости российских товаров на международных рынках и необходимость формирования сильного национального бренда. Участники отметили, что успешный экспорт требует предварительной популяризации продукции на внутреннем рынке.
Обсуждались программы поддержки, такие как "Сделано в России" и "Сделано в Башкортостане". Эти программы направлены на повышение узнаваемости российских товаров и формирование сильного национального бренда. По мнению присутствующих, репутация страны-производителя имеет высокую степень значимости. Участники подчеркнули, что сильный национальный бренд может помочь российским товарам завоевать доверие потребителей на международном рынке.
Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министр экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Рустам Муратов подчеркнул, что страна или регион происхождения всегда играли значимую роль как при продвижении товара на зарубежных рынках, так и при выборе покупателем. Глава экономического блока правительства рассказал о зарубежном опыте маркировки товаров. Причем многие "западные" бренды обязаны своим происхождением выходцам из Российской империи и СССР.
- Бренды не только формируют наше представление об определенной продукции, но и позволяют решать как локальные, так и масштабные задачи, - отметил Рустам Муратов, приведя в качестве примера разработки уфимских инженеров первой в мире космической бритвы "Агидель К". - Мы в Башкортостане активно выстраиваем и продвигаем региональный бренд "Made in Bashkortostan". Он развивается в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" при внедрении Регионального экспортного стандарта 2.0. По уровню эффективности его внедрения мы занимаем 2 место среди 85 субъектов России. Своеобразным аватаром бренда "Made in Bashkortostan" является знак "Продукт Башкортостана". Сегодня в республике им промаркировано более 28 тыс. наименований продуктов.
Подробно Рустам Муратов рассказал о создании в регионе полноценной системы содействия развитию экспорта.
- У нас уже сформирована базовая инфраструктура поддержки наших экспортеров, реализуется пилотный проект "Скорая экспортная помощь". За все время существования проекта состоялось около 125 выездов, консультации получили 455 компаний. Также мы реализуем субсидию, возмещающую компаниям до 90% расходов на транспортировку товаров за рубеж. За всё время 178 предприятий Башкортостана получили поддержку в размере 463 млн рублей из республиканского бюджета. Объем поддержки экспорта составил порядка 40 млрд рублей, - сообщил Муратов, добавив, что сейчас ведется работа по поиску и анализу "экспортных ниш".
Как рассказал Рустам Муратов, основным элементом системы инфраструктурной поддержки является Центр поддержки экспорта Башкортостана. На сегодняшний день в регионе действуют 1710 экспортеров, 95% из которых - субъекты малого и среднего предпринимательства. Среди них каждый второй пользуется широким инструментарием мер поддержки, предусмотренных национальным проектом "Международная кооперация и экспорт".
- В 2019 году на базе ЦПЭ мы запустили бизнес-акселератор "Экспортный форсаж". На данный момент состоялось 10 многоотраслевых образовательных потоков и 6 отраслевых. Сейчас в процессе обучения 15 химических компаний Башкортостана. При содействии Центра поддержки экспорта состоялось 7 бизнес-миссий в Казахстан, Узбекистан, Китай, Беларусь, Азербайджан и Объединенные Арабские Эмираты, а также представители Башкортостана приняли участие в 3 международных выставках в ОАЭ, Азербайджане и Узбекистане, - добавил Рустам Муратов.
В числе перспективных задач Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министр экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Рустам Муратов обозначил тесное взаимодействие со странами ШОС и БРИКС и создание в Уфе Единого сертификационного центра с учетом наработанного опыта координации бизнес-структур этих государств.
Вице-президент АО "Российский экспортный центр" Алексей Солодов отметил, что продвижение за рубежом требует больших временных, финансовых и человеческих ресурсов и назвал два пути для российских компаний.
- Первый путь - самостоятельно пробивать дорогу, набивая шишки, ведь каждый рынок имеет свою специфику, историю и культуру, каждый потребитель - свои требования и предпочтения, каждое государство - свою регуляторику и правила. Например, многие компании стремятся выйти на рынок Китая, который по факту включает 22 провинции, под которые нужно продумывать свою стратегию. Второй - выходить на новые рынки и закрепляться на них под брендом, которому потребитель доверяет. Именно таким знаком качества является национальный бренд "Сделано в России",- сказал Алексей Солодов.
Сертификат существенно увеличивает шансы успешного выхода продукции на внешние рынки. Его используют уже более 7,3 тыс. товарных позиций (350 компаний).
Алексей Солодов подробно рассказал о проекте синергии с продвижением российского спорта "Российские товары - для чемпионов". По его словам, все эти инструменты войдут в проект Программы, которая будет утверждена актом Правительства России.
- Мы сформируем единые подходы и принципы продвижения российских товаров и услуг на зарубежных рынках с учетом региональной и культурной специфики иностранных потребителей, - пояснил Алексей Солодов.
Спикеры отметили важность качественной продукции и её продвижения на международных рынках, особенно в условиях изменившейся географии экспорта после 2022 года. Были обсуждены меры поддержки экспортёров, включая создание инфраструктуры и программы по логистике.
Также были приведены успешные примеры белорусских и российских брендов, таких как берёзовая фанера и растительное масло, которые демонстрируют возможности для укрепления позиций на внешних рынках. Было отмечено, что сотрудничество между Россией и Беларусью может способствовать росту и развитию экспортного потенциала обеих стран, несмотря на существующие трудности.
Участники дискуссии выразили надежду на то, что совместные усилия позволят повысить узнаваемость и привлекательность российских и белорусских товаров на международном рынке, что в свою очередь будет способствовать укреплению позиций обеих стран на внешних рынках.
Свежее:
В Правительстве Башкортостана озвучили прогноз развития и проект бюджета на три года
В Уфе разыграли «Кубок дружбы»
В черте Уфимской городской агломерации по маршруту «Дема – Шакша» перевезено 500 тысяч пассажиров